Каршеринг самокатов

Каршеринг самокатов

Каршеринг – одна из услуг, пользующаяся возрастающим спросом во многих странах мира. Постепенно краткосрочный прокат завоевывает крупные города России, все чаще на улицах можно увидеть прокатные электросамокаты, правила эксплуатации простые, для проката надо сказать утилиту на смартфон, пройти процедуру регистрации, после чего начать пользоваться сервисом. Для оплаты в приложении следует прикрепить банковскую карту, то есть оплата снимается автоматически, размер зависит от выбранного тарифа и времени поездки.

Сегодня в Санкт-Петербурге, Москве и других крупных городах работает несколько прокатных компаний:

• Делисамокат насчитывает парк в 2650 единиц, стоимость – 5 рублей за минуту и 250 в час, дополнительно можно подключить страховку;

• YouDrive Lite на данный момент работает только в Москве, но планирует расширение, парк небольшой – около 500 самокатов, стоимость стандартная;

• Sharing работает во многих городах России, имеет больше 700 байков в парке, предлагает сниженную стоимость проката – 2 рубля за минуту, к преимуществам также относится возможность использования шеринга клиентам с 14, а не 18 лет;

• Whoosh работает в Москве, имеет небольшое количество транспортных средств, район – преимущественно окраина столица;

• To Go отличается развитой сетью в 12 городах, включая Тбилиси, Сочи, Бишеке, цена стандартная, парк самокатов насчитывает около одной тысячи единиц, но быстро увеличивается;

• UrentBike предлагает услуги шеринга только в Сочи и Адлере, позволяет аренду для клиентов от 16 лет, стоимость – 4 рубля и выше;

• Рушеринг – активно развивающийся прокатный сервис, планирующий открытие офисов в Екатеринбурге, Ростове-на-Дону и других городах, сегодня имеет парки только в Москве и Сочи. 

Как пользоваться сервисом

Для аренды надо скачать приложение на телефон, компании предлагают бесплатные утилиты, доступные в Play Market и AppStore. Внешний вид приложений может отличаться, но функционал и разделы практически совпадают у всех кикшеринговых сервисов. Для аренды надо выполнить следующие шаги:

• на телефон надо сказать приложение нужного сервиса (в крупных городах доступны разные прокатные компании), пройти процедуру регистрации, затратив пару минут;

• выбрать район, определиться с местом, где имеются свободные самокаты;

• при прибытии на парковочную площадку выбрать самокат, отсканировать код и осмотреть его состояние;

• если имеются следы царапин, вмятин и других повреждений, об этом надо оповестить оператора до начала поездки, предоставить фото дефекта;

• при отсутствии проблем надо начать движение, следуя установленным правилам шеринга;

• после завершения поездки самокат оставляется на указанной парковочной площадке, при помощи приложения аренда завершается. 

Преимущества и недостатки

Сервис кикшеринга электросамокатов отличается следующими:

• правила эксплуатации простые, для проката надо скачать мобильное приложение, то есть посещение офиса или центра выдачи транспортных средств не требуется;

• один клиент может одновременно взять до трех ТС;

• парковки со свободными самокатами находятся практически во всех районах крупных городов, что облегчает поиск свободного самоката поблизости;

• оплата сервиса автоматическая, нужная сумма списывается со счета, учитывая выбранный тариф и длительность услуги;

• одного заряда аккумулятора хватает на 20 километров поездки, обслуживанием занимаются сотрудники сервиса;

• аренда предоставляется на любой срок, но чаще – краткосрочная, с поминутной тарификацией;

• управление простое, специальные навыки не нужны;

• скорость движения ограничивается 20-30 км в час, что положительно сказывается на безопасности;

• водительские права для вождения транспортным средством не требуются;

• управление не требует навыков, опыта или физических усилий;

• служебная информация указывается в мобильном приложении, например, уровень заряда АКБ.

Но услуга краткосрочного проката имеет минусы, которые надо учитывать, планируя пользование сервисом:

• условия проката суровые, штрафы при нарушении правил высокие;

• транспортные средства используются только для поездок по велосипедным дорожкам и тротуарам, то есть перевозить их в общественном транспорте или метро запрещено;

• нельзя подвозить друзей, нагрузка на конструкцию – 100 кг;

• запрещена перевозка крупногабаритных вещей, к ним могут отнести даже спортивную сумку;

• у каждого сервиса имеются ограниченные зоны, за пределы которых выезжать нельзя;

• при перебоях со связью или отсутствием доступа в Интерент имеются риски внезапной блокировки электросамоката во время движения;

• нет гарантии получения устройства с полностью заряженной батареей, которой хватит на все время поездки;

• воспользоваться прокатом можно только при хорошей погоде и в летнее время.

К особенностям эксплуатации относится и то, что райдер должен внимательнее отнестись к техническому состоянию самоката перед началом поездки. Если на раме или руле имелись повреждения, которые нанес другой клиент, но оператор об этом не был оповещен, платить могут заставить следующего клиента. Поэтому перед сканированием кода и стартом нужно внимательно осмотреть конструкцию, царапины, вмятины и другие дефекты зафиксировать на камеру, отправить фото оператору шеринга. 

Надо помнить и о безопасности поездки. Новичкам рекомендуется режим ЭКО с ограничением по скорости. Это поможет избежать травм и падений, повреждений самоката при неудачной поездке. Парковаться можно только в разрешенных зонах, они указываются в приложении.