Литиевый аккумулятор на морозе
Литиевые АКБ, особенно Li-Ion, очень чувствительны к холоду. Они быстро разряжаются, могут выйти из строя при длительном нахождении на улице. Потеря емкости может быть серьезной, а заряжать батарею сразу после прихода домой нельзя. В холодное время наиболее подходящими вариантами выступают литий-железо-фосфатные АКБ, устойчивые к низким температурам. Но в теплое время эффективность работы таких батарей падает, а персональный электротранспорт чаще всего эксплуатируется именно в теплое время года. Поэтому стандартные литий-ионные АКБ остаются наиболее приемлемым вариантом.
Проблемы
На холоде литий-ионные АКБ показывают себя плохо, они теряют емкость, рабочий ресурс резко сокращается. Происходит это из-за снижения скорости движения ионов и протекания химических реакций, что приводит к падению уровня заряда примерно на 20%. Такое явление временное, в тепле показатели АКБ возвращаются в норму. Но это верно только для батарей, эксплуатируемых при температуре не ниже -40 градусов. В противном случае в АКБ происходят необратимые изменения, батарея выходит из строя. Рекомендуемый порог -20 градусов для литий-ионных АКБ, -30 градусов для литий-железо-фосфатных. Пользоваться аккумуляторами можно, но рекомендуется соблюдать правила зарядки и хранения, не забывать, что рабочий ресурс на холоде уменьшается.
Условия хранения
Хранить литий-ионные АКБ при минусовой температуре нельзя. При кратком пребывании на морозе показатели аккумулятора восстанавливаются, но при хранении от трех месяцев и больше происходят необратимые изменения, батарея становится непригодной к эксплуатации. Рекомендуемый уровень температуры хранения составляет +1/+25°С, допустимый – в пределах 0/+40°С.
Для хранения выбирается сухое помещение, уровень заряда надо поддерживать до 40%. Периодически устройство надо включать, проверять уровень заряда и напряжения, подаваемого на элемент питания. Если хранить АКБ с напряжением до 2 В на ЭП, то батарея будет непригодной к эксплуатации
Доступна ли зарядка литиевых батарей на морозе?
Заряжать Li-Ion при минусовой температуре нельзя. После эксплуатации гаджета зимой надо выдержать АКБ при комнатной температуре в течение 2-3 часов, после чего начать зарядку при температуре в пределах +10/+25°С. Прогрев батареи должен быть естественным, что гарантирует отсутствие перезаряда. Это продлевает жизнь аккумулятора, положительно сказывается на остаточном ресурсе.
Полезные советы
Продлить эксплуатационные сроки Li-Ion АКБ можно, используя следующие рекомендации:
• зарядка осуществляется только при плюсовой температуре, сразу после мороза подключать батарею к сети нельзя;
• после прихода с улицы надо подождать пару часов, затем можно начать зарядку;
• для зарядки применяются только оригинальные ЗУ;
• хранить АБ надо при комнатной температуре, на морозе или при жаре это делать не рекомендуется;
• при хранении длительное время надо соблюдать уровень заряда на уровне 35-50%;
• не допускается длительное нахождение АКБ в состоянии глубокого разряда;
• надо избегать перезаряда.
Защита батареи от мороза
Для использования при минусовой температуры более приспособлены литий-железо-фосфатные АКБ или литий-титанатные Li4Ti5O12 и LiFePO4. Однако последний вариант для персонального электротранспорта практически не используется, так как цена батареи высокая, установка такой АКБ экономически не выгодная. АКБ батареи LiFePO4, то есть литий-железо-фосфатный стоит меньше, к морозу он хорошо приспособлен, то есть гаджет можно смело эксплуатировать зимой. Дополнительная защита не нужна, батарея не теряет емкость. К другим преимуществам относятся:
• долговечность;
• возможность работы при температуре -30 градусов;
• сопротивление низкое;
• батарея устойчива к высокому заряду, нагреву;
• при хранении разрядка не требуется;
• в эксплуатации АКБ безопасна.
Литий-ионные, литий-кобальтовые, литий-марганцевые, литий-никель-марганец-кобальт-оксидные к низким температурам чувствительные. Но стоимость АКБ этих типов ниже, то есть для гаджетов устанавливаются обычно Li-Ion и прочие. В процессе эксплуатации нужна защита от минусовой температуры, АКБ оставлять долго на морозе нельзя, перед использованием рекомендуется защита термокейсом из термоизоляционных материалов. Такое решение предохраняет батарею от переохлаждения при выключении гаджета.
В холодное время года лучше показывают себя LiFePO4 АКБ, классические литий-ионные применять зимой при минусовой температуре не рекомендуется. Допускается установка и использование АКБ Li-Ion при температуре до -20 градусов, но только с термокейсом. Однако снижение дальности хода наблюдается даже при наличии защиты. Заряжать батарею при минусовой температуре нельзя, в помещении надо выдержать АКБ в течение 2-3 часов и только потом подключать к сети.