Воблинг моноколеса

Воблинг моноколеса

Воблинг – явление в виде гармоничных, резонансоных и поперечных колебаний, возникающих в колесе при движении на большой скорости. Частота таких колебаний достигает 3-9 герц, то есть возникает эффект шины, напоминающий тряску при неподвижном корпусе. Такое явление может доставить множество проблем, поэтому надо понять его причины и способы защиты от воблинга, что позволяет обезопасить движение.

Причины

При движении колеса на большой скорости возникает явление, напоминающее танцевальные па. Это связано с тем, что на устройство начинает воздействовать гироскопический эффект, поддерживающий колесо в строго вертикальном положении и не дающий ему упасть. Но такое действие наблюдается только при вращении, если колесо остановить, эффект перестанет на него действовать. Результат – моноколесо упадет. Примером может стать раскрученное велосипедное колесо, которое изначально было подвешено за ось. При раскрутке оно встанет в вертикальное положение и будет удерживаться в нем все время движения.

Если эффект такой стабильный, возникает вопрос происхождения колебаний. Кажется, что в самостабилизирующейся системе резонанс возникнуть не может, но необходимо учесть, это справедливо только для идеальных условий. Во время движения моноколеса таких условий создать нельзя, также не идеальными являются ось, мотор, дорожное покрытие и другие факторы. Коррективы вносят и внешние условия, ветер, помехи.

Такое явление, как воблинг, чаще наблюдается у новичков. Резко при поездке колесо начинает вилять между ногами. Это приводит к потере равновесия, райдер падает, не сумев сохранить положение. К причинам воблинга также относятся:

• неисправности, технические недочеты устройства;

• заводской брак;

• перекошенная покрышка, неправильно установленная при техническом обслуживании;

• дефекты резины, обода;

• неравномерный износ покрышки;

• изношенные подшипники, отсутствие регулярного ТО, позволяющего выявить и устранить подобные проблемы;

• скривленный, деформированный в результате падения обод;

• разбалансировка;

• ступица деформирована.

Большая часть причин устраняется в ходе обычного технического осмотра. Но многие райдеры им пренебрегают, считая, что сезонное использование устройства не требуется частого ТО в сроки, рекомендуемые изготовителем. Результат – поломки отдельных систем, износ, воблинг.

Но причины могут быть не только техническими. Среди остальных факторов, вызывающих появление резонанса:

• отсутствие опыта у новичка;

• плохое состояние дорожного покрытия, наличие выбоин, трещин, неровностей;

• уменьшение контактного пятна с грунтом, полный отрыв;

• некоторые физические параметры конструкции, превышение нагрузок.

К изменяемым параметрам, приводящим к эффекту вихляния, относятся:

• неправильное давление в покрышке (если используется пневматическое надувное колесо);

• неправильно подобранная резина, излишняя жесткость;

• наличие демпфера для гашения колебаний, нарушений правил его использования;

• искажение угла между вертикалью и осью поворота.

Часто к воблингу приводят ошибки райдера, совершаемые при поездке:

• нехватка опыта;

• поездки на новом моноколесе, управление которым еще не освоено;

• усталость, снижение уровня внимания на дороге, концентрации;

• стрессовое состояние.

При любом из этих состояний ноги становятся перенапряженными, точность движений снижается, как и реакция. Человек уже не может нормально управлять устройством, совершаемые действия приводят к ошибкам. Чтобы исключить резонанс, надо расслабить ноги, свести воздействие на моноколесо к минимальному. Затем надо плавно начать сбрасывать скорость, возвращая контроль движения. 

Если причины технические, рекомендуется обратиться в сервис-центр для прохождения диагностики. Это поможет выявить дефект и устранить его, защищая от возникновения подобных ситуаций в будущем.